qr code
08.02.2019

Защита по назначению должна оплачиваться по новым ставкам

5 февраля в режиме видео-конференц-связи состоялось расширенное заседание Совета ФПА РФ

В заседании участвовали 27 членов Совета ФПА РФ, провел его президент ФПА РФ Юрий Пилипенко. Основные вопросы, вынесенные на обсуждение, – практика применения Постановления Правительства РФ от 2 октября 2018 г. № 1169 (далее – Постановление № 1169) об оплате защиты по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ и проект новой редакции Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, утвержденного решением Совета ФПА РФ от 5 октября 2017 г. (далее – Порядок). Решено принять за основу проект рекомендаций для адвокатов и адвокатских палат о выплатах по минимальной и максимальной дневным ставкам, указанным в Постановлении № 1169, и продолжить работу над текстом проекта новой редакции Порядка. Кроме того, на заседании Совета ФПА РФ прозвучала информация, что Росфинмониторинг исключит из подготовленного им в 2018 г. законопроекта предложения по изменению Закона об адвокатуре и внесению поправок в КПЭА.

Практика оплаты защиты по назначению

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко сообщил, что, согласно поступающей из субъектов РФ информации, есть регионы, где суды признают логичность и справедливость решения Совета ФПА РФ, которым с 1 января 2019 г. определены размеры вознаграждения адвоката в зависимости от сложности дела исходя из ставок, указанных в Постановлении № 1169, и начали выписывать документы на оплату в соответствии с этим решением.

Напомним, что Федеральная палата адвокатов РФ произвела вычисления на основе Порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела. Этот документ утвержден совместным Приказом Минюста России и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н и не претерпел изменений, связанных с принятием Постановления № 1169.

ФПА РФ применила используемый в нем подход пропорционального увеличения размеров вознаграждения адвоката из расчета одной трети от разницы между минимальным и максимальным пределами вознаграждения, установленными в Положении ‎о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240, действует в редакции Постановления № 1169; далее – Положение о возмещении процессуальных издержек). При этом учтено, что целью принятия Постановления № 1169 является увеличение размеров вознаграждения, которые не могут быть ниже размеров, установленных действующим Порядком.

По словам Юрия Пилипенко, на состоявшемся в Министерстве юстиции РФ совещании с участием государственных распорядителей бюджетных средств представители правоохранительных органов также признали обоснованность решения Совета ФПА РФ и согласились с примененной ФПА РФ методикой расчета.

Однако представитель Минфина России не подтвердил наличие в бюджете средств на повышение оплаты защиты по назначению (несмотря на прозвучавшее в ходе 446-го заседания Совета Федерации ФС РФ 23 ноября 2018 г. сообщение, что планы по реализации Постановления Правительства РФ № 1169 в бюджете на 2019 г. отражены) и сказал, что министерство намерено ожидать принятия нормативного акта, регламентирующего порядок расчета вознаграждения адвоката в зависимости от сложности уголовного дела исходя из ставок, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1169.

Министерством юстиции РФ разработан проект Постановления Правительства РФ, которым предлагается включить соответствующие нормы в Положение о возмещении процессуальных издержек. Как отметил президент ФПА РФ, содержащиеся в проекте цифровые значения полностью совпадают с указанными в решении Совета ФПА РФ. «Это свидетельствует о том, что мы нашли правильную методику расчета», – сказал он. Тем не менее существует риск, что за время, которое пройдет до принятия этого Постановления, «может возникнуть недопонимание между адвокатами и правоприменителями».

В связи с этим Юрий Пилипенко напомнил о неконструктивной позиции Министерства внутренних дел РФ – основного плательщика вознаграждения за участие адвокатов в уголовном судопроизводстве в порядке ст. 51 УПК РФ. Она сформулирована в письме, которое Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России направил руководителям территориальных органов министерства.

В данном письме сообщается, что до внесения изменений в действующий порядок выплаты вознаграждения необходимо осуществлять в соответствии с совместным Приказом Минюста России и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н. Однако в нем не содержится ни указания на то, что размер вознаграждения следует рассчитывать исходя из зафиксированных в этом приказе ставок, ни указания на то, что руководствоваться нужно ставками, закрепленными в Постановлении Правительства № 1169. Таким образом, территориальные органы МВД могут по-разному трактовать данные Департаментом по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России разъяснения.

Президент ФПА РФ информировал коллег, что, по имеющимся в ФПА РФ сведениям, в некоторых регионах представители МВД предлагают адвокатам соглашаться на вынесение постановлений на оплату на основе прежних ставок, обещая в дальнейшем компенсировать разницу. По его мнению, идти на это не следует, поскольку правовых оснований для последующей компенсации не будет.

Для того чтобы добиться разрешения ситуации в интересах адвокатуры, президент ФПА РФ предложил адвокатам в регионах, где суды восприняли подход, предложенный Советом ФПА РФ и поддержанный Минюстом России, при получении от правоохранительных органов постановлений об отказе в оплате или об оплате по прежним ставкам обращаться в суд с административным иском о незаконности такого рода начислений.

(Напомним, что 31 января Федеральная палата адвокатов РФ обратилась к адвокатам с просьбой сообщать о ставках, которые применяют суды, органы дознания и предварительного следствия за участие в делах по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ, с указанием сложности уголовного дела, а также прочих обстоятельств, влияющих на размер ставки (время суток, праздничный или будний день). Информацию можно направлять с помощью страниц ФПА РФ в социальных сетях или на специальный адрес электронной почты – oplata2019@fparf.ru.)

В обсуждении ситуации в регионах приняли участие первый вице-президент ФПА РФ, президент АП Санкт-Петербурга Евгений Семеняко, вице-президент ФПА РФ, президент Палаты адвокатов Нижегородской области Николай Рогачёв, президент АП Республики Башкортостан Булат Юмадилов, вице-президент ФПА РФ, президент АП Красноярского края Ирина Кривоколеско, президент АП Республики Татарстан Людмила Дмитриевская, президент АП Кировской области Марина Копырина, президент АП Астраханской области Валентина Малиновская, президент АП Новосибирской области Андрей Жуков, президент АП г. Москвы Игорь Поляков, вице-президент АП Калининградской области Алексей Созвариев.

Дискуссия показала, что в целом, по словам Юрия Пилипенко, «ситуация не так уж плоха». Во многих регионах суды применяют или подход, изложенный в решении Совета ФПА РФ, или минимальную ставку, указанную в Постановлении № 1169, – 900 рублей за день участия в деле (по статистике последних лет, по минимальной ставке оплачивается участие адвокатов примерно в 80% дел по назначению). Эту же ставку используют, как сообщалось во время обсуждения, и региональные подразделения Следственного комитета России. Однако ситуация осложняется неконструктивной позицией МВД, которую многие территориальные органы министерства восприняли как основание для отказа в выплатах по новым ставкам.

Совет ФПА РФ рассмотрел вопрос о том, как действовать в случае, если в течение ближайшего времени не удастся получить от Министерства внутренних дел РФ подтверждение, что выплаты вознаграждения адвокатам в зависимости от сложности уголовного дела будут производиться на основе ставок, утвержденных Постановлением № 1169.

Принят за основу проект решения, рекомендующего адвокатам и региональным палатам в случае подобного развития событий исходить из того, что оплата защиты по назначению должна производиться по минимальной или максимальной дневным ставкам, указанным в Постановлении № 1169, то есть 900 руб. за день участия в обычном деле и 1550 руб. – в сложном.

Порядок назначения адвокатов в качестве защитников

Второй вопрос, обсуждавшийся на Совете ФПА РФ, касался подготовленной рабочей группой новой редакции Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (далее – Порядок).

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко напомнил, что принятый Советом ФПА РФ 5 октября 2017 г. согласно требованиям ст. 50 УПК РФ Порядок предусматривает 4 модели распределения поручений на защиту по назначению. Региональные палаты в соответствии с этим Порядком начали выстраивать новую систему и приняли собственные правила, которые вызвали недовольство некоторых правоохранительных структур. Московские силовики потребовали принять такой Порядок, который устраивал бы всех. В противном случае они были готовы настаивать на передаче полномочий по разработке Порядка Правительству РФ.

Президент ФПА РФ сообщил, что в Минюсте России сейчас проходят согласительные процедуры, и именно на этой стадии полезно снять все претензии к Порядку, приняв его новую редакцию. Если же подготовку этого документа поручат Правительству РФ, то вряд ли его будут согласовывать с адвокатским сообществом.

Юрий Пилипенко предложил коллегам высказать мнения относительно проекта новой редакции Порядка, выразив надежду на конструктивный подход и ответственность руководителей адвокатских палат.

В обсуждении приняли участие первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев, президент АП Ивановской области Елена Леванюк, вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области Алексей Галоганов, президент АП Воронежской области Олег Баулин, президент АП г. Москвы Игорь Поляков, вице-президент ФПА РФ, президент ПА Нижегородской области Николай Рогачёв.

Большинство членов Совета высказались за то, чтобы принять за основу подготовленный рабочей группой документ, доработав его затем с учетом имеющихся замечаний. Однако прозвучали и альтернативные предложения: создать решением Совета ФПА РФ рабочую группу, которой будет поручено подготовить новый проект поправок в действующий Порядок. 

Предложив всем желающим передать в рабочую группу свои предложения и замечания к имеющемуся проекту, Юрий Пилипенко не стал выносить документ на голосование. «Мы продолжим его обсуждение и обязательно примем демократичное решение», – заверил президент ФПА РФ.

Взаимодействие с Росфинмониторингом

Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров сообщил членам Совета ФПА РФ о позиции Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) относительно замечаний к подготовленному этим ведомством законопроекту, предусматривающему в том числе поправки в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Напомним, что в октябре 2018 г. ФПА РФ опубликовала отрицательное заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Росфинмониторингом и направленный в ФПА РФ.

Формулируя свою правовую позицию, ФПА РФ привела подробный анализ законопроекта, в котором предлагается дополнить Закон об адвокатуре и Кодекс профессиональной этики адвоката положениями, устанавливающими обязательные для каждого адвоката правила поведения не только при осуществлении адвокатской деятельности, но и при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Поправки в КПЭА предлагается согласовывать с Росфинмониторингом, а контроль за соблюдением требований «антиотмывочного» закона – возложить на адвокатские палаты субъектов РФ.

В своем заключении ФПА РФ привела ряд оснований, по которым не может поддержать законопроект в части, касающейся адвокатов, указав, что предлагаемые изменения противоречат в том числе концепции Закона об адвокатуре.

Геннадий Шаров информировал Совет ФПА РФ, что 28 января представители Росфинмониторинга во главе со статс-секретарем – заместителем директора Павлом Ливадным участвовали в совещании, которое прошло в Минюсте России под руководством заместителя министра юстиции РФ Дениса Новака. Была достигнута договоренность о том, что предложения по изменению Закона об адвокатуре и внесению поправок в КПЭА из данного законопроекта будут исключены.

При этом представители Росфинмониторинга заверили, что в статье 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» будет сохранена норма пункта 5. В соответствии с ней положения пункта 2 статьи 7.1, предписывающие адвокатам уведомлять уполномоченный орган об имеющихся у них основаниях полагать, что сделки или финансовые операции могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, «не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства РФ о соблюдении адвокатской тайны».

«Надеемся, что эта договоренность будет выполнена», – заключил Геннадий Шаров.

Мария Петелина, Константин Катанян


Источник: ФПА РФ

Адвокатам

Учеба адвокатов, стажеров, помощников. Участие в бесплатной юридической помощи..


Перейти »

Претендентам

Памятка претенденту. Предоставляемые документы. Перечень вопросов..


Перейти »

Гражданам

Бесплатная юридическая помощь. Порядок обжалования действия (бездействия) адвокатов..


Перейти »