qr code
30.10.2018

Обмен опытом в вопросах дисциплинарной практики

19–20 октября 2018 года в Пятигорске Президент АП РД Бейбутов А.И. и член Квалификационной комиссии АП РД Валигасанов А.У. приняли участие на курсах повышения квалификации для членов квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ

19–20 октября 2018 года в Пятигорске Президент Адвокатской палаты РД Бейбутов А.И. и член Квалификационной комиссии Адвокатской палаты РД Валигасанов А.У. приняли участие на курсах повышения квалификации для членов квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ

Курсы организованы Федеральной палатой адвокатов РФ и Адвокатской палатой Ставропольского края. Это масштабное мероприятие собрало около 120 участников – членов квалификационных комиссий и советов, президентов и вице-президентов, адвокатов ряда адвокатских палат субъектов РФ. ФПА РФ представляют президент Юрий Пилипенко, вице-президент Светлана Володина, члены Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Николай Кипнис и Александр Никифоров. Юрий Пилипенко в своем выступлении проанализировал полномочия ФПА РФ по вопросам дисциплинарной ответственности и высказал мнение о том, что акцент дисциплинарной практики должен приходиться на отношения между гражданином и адвокатом, а не между палатой и адвокатом. Также он прокомментировал принятие Правительством РФ постановления о повышении оплаты защиты по назначению.

19 октября на курсах обсуждались такие темы, как полномочия ФПА РФ по вопросам дисциплинарной ответственности, практика принятия адвокатской палатой решений о прекращении статуса адвоката, судебная практика по делам об оспаривании адвокатами решений советов адвокатских палат о прекращении статуса адвоката и о применении мер дисциплинарной ответственности в виде замечания или предупреждения, а также об оспаривании лицами, не являющимися адвокатами, решений органов адвокатских палат субъектов РФ.

Во второй половине дня 19 октября начался и завершился 20 октября интерактивный семинар-тренинг «Практические навыки и стандарты рассмотрения дисциплинарных производств в квалификационной комиссии». В его рамках были проведены четыре игровых заседания квалификационной комиссии.

Приветствуя участников, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко сказал, что считает такого рода встречи очень важными, потому что мнение о российской адвокатуре складывается во многом на основе тех дисциплинарных дел, которые широко обсуждаются не только внутри корпорации, но и вне ее, в том числе в СМИ и социальных сетях.

«От нашего отношения к такой деликатной сфере, как дисциплинарное производство, зависит общее мнение об адвокатском самоуправлении и о российских адвокатах. Все правильные решения остаются незамеченными, а каждая наша оплошность воспринимается как событие, из ряда вон выходящее, и начинает оцениваться как характеристика всей адвокатуры в целом», – сказал Юрий Сергеевич. В связи с этим он отметил необходимость общего анализа дисциплинарной практики и выработки единых подходов: «Мы не гарантированы от ошибок, но чем больше мы будем встречаться и обмениваться опытом, тем больше у нас будет оснований быть уверенными, что мы поступаем в соответствии с нашей совестью и правилами нашей профессии».

Роль ФПА РФ в дисциплинарном производстве

Переходя к основной теме своего выступления – полномочия ФПА РФ по вопросам дисциплинарной ответственности – Юрий Пилипенко напомнил, что два года назад в Закон об адвокатуре была включена норма, согласно которой «в исключительных случаях в целях обеспечения единообразного применения норм настоящего Федерального закона, Кодекса профессиональной этики адвоката и единства дисциплинарной практики, а также соблюдения решений Федеральной палаты адвокатов и ее органов президент Федеральной палаты адвокатов по собственной инициативе или по представлению вице-президента возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката при получении сведений о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм настоящего Федерального закона, Кодекса профессиональной этики адвоката, неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей и направляет дисциплинарное дело в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат, для рассмотрения квалификационной комиссией и советом в порядке, предусмотренном Кодексом профессиональной этики адвоката» (п. 7.1 ст. 37).

Юрий Сергеевич пояснил, что за два года формально воспользовался этим правом только три раза, но «пока счет нулевой и не в пользу президента ФПА РФ» (действия адвокатов были рассмотрены на предмет соответствия Закону об адвокатуре и Кодексу профессиональной этики адвоката только в одном случае, но дело прекращено в связи с малозначительностью проступка).

Назвав это «институционально неправильной ситуацией», он подчеркнул, что если адвокаты отступают от правил профессионального поведения, то такие факты нельзя оставлять без дисциплинарного реагирования. При этом лишение статуса – крайняя мера, к которой, по мнению президента ФПА РФ, следует прибегать только в случае, если исчерпаны другие меры дисциплинарной ответственности. Но разбор ситуации на заседании квалификационной комиссии, выявление нарушения, объявление адвокату замечания или предупреждения предостерегут его от новых нарушений и будут иметь воспитательное значение для всей российской адвокатуры.

Касаясь проступков, которые на практике далеко не всегда влекут дисциплинарную ответственность, Юрий Пилипенко привел в пример многочисленные нарушения ст. 17 КПЭА, допускаемые адвокатами при размещении в интернете рекламной информации (обещание 100-процентного результата, сообщение о 97,5 процентах выигранных в суде дел и т.д., то есть не что иное, как введение потенциального доверителя в заблуждение). Признание такого рода действий малозначительными проступками, по его мнению, «не полезно для адвокатуры».

Президент ФПА РФ считает, что Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам следует изучить вопрос о том, может ли нарушение ст. 17 КПЭА быть признано малозначительным проступком, а также начать формирование определенного отношения к характеру тех или иных проступков. «Акцент дисциплинарной практики адвокатуры сосредоточен не на том, на чем он должен быть сосредоточен, – пояснил Юрий Пилипенко. – Мы лишаем статуса почти всегда за неуплату взносов, но при этом имеется огромное количество граждан, которые страдают от недобросовестных действий адвокатов. Федеральная палата адвокатов, Комиссия по этике и стандартам должны определенно сказать, что акцент дисциплинарной практики должен приходиться на отношения между гражданином и адвокатом, но не между палатой и адвокатом».

Президент ФПА РФ сказал, что намерен продолжить деятельность по возбуждению дисциплинарных производств, и подписал четвертое представление о возбуждении дисциплинарного производства, которое направляется в АП Чукотского автономного округа. Фабула такова: адвокат состоит в АП Чукотского автономного округа, но живет и ведет деятельность в Чувашской Республике, где постоянно нарушает порядок участия адвокатов в уголовном судопроизводстве по назначению.

Касаясь законопроекта о поправках в Закон об адвокатуре, внесенного в Государственную Думу группой депутатов и сенаторов во главе с А.А. Клишасом, президент ФПА РФ остановился на предлагаемом расширении дисциплинарных полномочий Федеральной палаты адвокатов – возможности пересмотра дисциплинарных производств, возбужденных президентом ФПА РФ, Комиссией по этике и стандартам и Советом ФПА РФ. По его мнению, вполне логично, что последней инстанцией по делам, возбуждаемым президентом ФПА РФ, должен быть Совет ФПА РФ. Кроме того, придание Совету ФПА РФ подобных полномочий позволяет рассматривать дисциплинарные производства в отношении президентов адвокатских палат, которые сейчас находятся, по существу, вне сферы дисциплинарной ответственности.

Говоря о критических замечаниях, которые высказываются в адрес «законопроекта Клишаса», Юрий Пилипенко сказал, что Правительство РФ подготовило отзыв, в котором высказалось в поддержку законопроекта в целом, но с учетом нескольких замечаний и предложений. Одно из них состоит в том, чтобы ввести единый для всех квалификационный экзамен (с целью исключить допускаемые адвокатами злоупотребления правом изменения членства в палате непосредственно после получения статуса). Еще одно предлагаемое Правительством РФ дополнение в «законопроект Клишаса» предусматривает наделение Федеральной палаты адвокатов полномочиями апелляционной инстанции по делам о лишении статуса адвоката. По словам президента ФПА РФ, эти предложения вызывают сомнения.

Юрий Пилипенко призвал коллег проявлять инициативы, направленные на развитие и укрепление адвокатуры, иначе извне будут выдвинуты инициативы, которые вряд ли пойдут на пользу корпорации. «Наше единство, наша солидарность, наша способность решать свои проблемы своим усмотрением дорогого стоят», – заключил он.

Повышение оплаты защиты по назначению

Повышение вознаграждения адвокатам, участвующим в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, которое предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2018 г. № 1169, президент ФПА РФ назвал большой победой, потому что оно государством не планировалось и потребовались колоссальные усилия, чтобы переломить ситуацию. По словам Юрия Пилипенко, это был целый проект, которым Федеральная палата адвокатов занималась начиная с января 2018 г., когда поддержала инициативу АП Ивановской области об обращении к Президенту России.

Несмотря на поддержку Президента РФ, вице-премьеров Правительства, Совета Федерации, очень долго не удавалось получить согласование Министерства финансов. Незадолго до подписания постановления Минфин России сообщил, что может повысить базовую ставку только на величину инфляции – 4 процента (22 рубля).

«Еще месяц назад у меня не было уверенности, что мы сможем добиться повышения», – сказал Юрий Сергеевич, пояснив, что в течение всего периода переговоров и согласований приходилось постоянно сталкиваться с тем, что в государственных органах очень хорошо осведомлены о состоянии дел в адвокатуре и высказывают замечания относительно качества защиты по назначению (адвокаты мало времени уделяют работе по делу, принимают по нескольку поручений в день), а также настаивают на предоставлении статистических данных о числе адвокатов, занятых в судопроизводстве по назначению, о количестве дел и затраченных на их ведение дней и т.д.

В связи с этим в Правительстве повышение ставок рассматривают в некотором роде как аванс, а от адвокатуры ждут повсеместного введения автоматизированного распределения дел по назначению, прозрачной статистической отчетности по затратам времени и средств, а также повышения качества защиты по назначению (в этом важную роль должны сыграть стандарты – как действующий Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, так и готовящийся Стандарт повышения квалификации). Президент ФПА РФ сообщил, что наладить полную и детальную статистическую отчетность необходимо в течение ближайших полутора лет максимум, чтобы исключить предположения о нецелевом расходовании средств.

Юрий Сергеевич также сказал, что в процессе переговоров ставился вопрос о том, возвращаются ли в бюджет средства, выплаченные адвокатам в качестве вознаграждения. Представители Судебного департамента ссылались на то, что исполняется около 10 процентов актов об их взыскании с осужденных. В связи с этим по результатам совещания у вице-премьера Правительства Константина Чуйченко в Минюст было направлено поручение разработать поправки в законодательство, повышающие возвратность средств.

Минюст России подготовил законопроект о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (он опубликован 15 октября), которым предусматривается, в частности, внесение ‎в УПК РФ изменений, направленных на закрепление обязанности суда взыскивать процессуальные издержки, связанные с производством по уголовному делу, ‎в том числе на оплату труда адвокатов по назначению. Например, в п. 13 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, устанавливающий, на кого и в каком размере должны быть возложены процессуальные издержки, вносится дополнение, согласно которому в состав этих издержек включаются «отдельно суммы, выплачиваемые адвокату ‎за оказание им юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда».

Кроме того, данным законопроектом предлагается дополнить ст. 450 УПК РФ ч. 4.1, согласно которой назначение защитника в случаях, предусмотренных частями третьей ‎и четвертой данной статьи, осуществляется в порядке, определенном Советом ФПА РФ, путем использования автоматизированной системы. По словам Юрия Пилипенко, к IX Всероссийскому съезду адвокатов ФПА РФ подготовит программу распределения дел по назначению, которую бесплатно передаст в региональные палаты.


Адвокатам

Учеба адвокатов, стажеров, помощников. Участие в бесплатной юридической помощи..


Перейти »

Претендентам

Памятка претенденту. Предоставляемые документы. Перечень вопросов..


Перейти »

Гражданам

Бесплатная юридическая помощь. Порядок обжалования действия (бездействия) адвокатов..


Перейти »